Раздел: Регистрация товарных знаков

вернуться в раздел

Интеллектуальная собственность: товарный знак

   

     Конечно же, компании заинтересованы  в продвижении  на
рынке  товаров   под   собственными  товарными   знаками,  хотя   до
полноценного их участия  в выработке  стратегии бизнеса еще  далеко.
Увеличение стоимости  прав на товарный  знак часто заканчивается
лишь анализом изменения размеров реализации и прибыли от  увеличения
продаж.

     Оценка стоимости прав на торговую марку позволяет учитывать
ее в  коммерческих  сделках.  Можно  внести  ее  в
уставный  капитал,   проводить  налоговое   планирование  с   учетом
нематериальных  активов. Можно развивать  франчайзинг.  Кроме  того,  при
нарушении исключительных прав  владельца товарного знака со  стороны
конкурентов можно ( в судебном порядке) добиваться возмещения ущерба.

     Высокая стоимость  прав   на  товарный   знак  повышает   шансы
привлечения инвесторов. Исключительные  права могут быть переданы  в
залог для получения кредита. Конечно, инвестору и банку при сделках,
в  которых  используется  оценка прав  на  знак,  нужно  выполненное
независимыми экспертами подтверждение величины его стоимости.

     Как же  оценить  эти  права на товарный знак

 Этот  вопрос  является  одним  из
наиболее  сложных.  Предпочтение  имеют  методы  оценки  этих  прав,
используемые  зарубежными  специалистами.  Но  разница  в   системах
бухгалтерского учета,  налогообложения,  да и  просто  в подходах  к
ведению бизнеса  не позволяет  просто «переложить»  эти методики  на
российскую почву. Основной показатель для такой оценки — прибыль  от
использования актива — в наших условиях умелыми бухгалтерами искусно
маскируется и не виден стороннему наблюдателю. Но если нет  прибыли,
а вернее сказать, нет бухгалтерской прибыли, ошибочно полагать,  что
и стоимость прав на товарный знак близка к нулю.

     В нашем институте разработана методика оценки прав на  товарные
знаки, основанная на использовании информации, отражающей  состояние
макро- и микросреды предприятия, историю бизнеса и его  перспективы.
В  основе  оценки   лежат  общепринятые  методы,  однако   внесенные
коррективы позволяют учитывать  такую специфику, как  непрозрачность
отчетности, а также  выделять ту  часть прибыли, которая  приходится
непосредственно  на  товарный  знак.  Полученные  результаты   могут
применяться  в   решении  управленческих   задач,  учитываться   при
формировании маркетинговой стратегии, в судебных разбирательствах.
     
     Рекомендации предприятиям

     1 . задачи  в   управлении  правами  на   товарные  знаки   лучше
определять совместно  с  консультантами. Консалтинговые  организации
предлагают  комплексные  услуги,   не  ограничивающиеся  только   их
регистрацией или оценкой.

     2. Целесообразно проверить, зарегистрирован ли ваш товарный знак
в Роспатенте. Если свидетельства на  товарный знак не имеется,  надо
зарегистрировать его.

    3. Даже  если нет  острой  необходимости  в оценке  в  настоящий
момент, нужно учесть, что действует Приказ Минфина РФ N 20н, МНС  РФ
N ГБ-3-04/39 от 10.03.99, обязывающий предприятие ставить на  баланс
все имущество, используемое в хозяйственном обороте. При  проведении
инвентаризации  выездная  налоговая  проверка  может  выявить  такое
неучтенное  имущество, в  том  числе и  права  на товарный  знак,  и
предписать поставить его на баланс по рыночной стоимости.

     4. Убедитесь в  наличии у оценочной  компании страхового  полиса
гражданской  ответственности.  При выборе  оценщика  лучше  отдавать
предпочтение тому, у  кого опыт работы не  вызывает сомнения, а  при
необходимости уточнить, проводила ли  уже эта компания оценку  таких
прав.

     

Ю. Самсоненко